Сегодня в Москве проживает  свыше миллиона человек  с ограниченными возможностями, которым необходима не  только квалифицированная медицинская помощь, уход и внимание, но и возможность жить  полнокровной жизнью: работать, учиться, пользоваться  благами городской цивилизации. Как помочь этим людям в  решении их проблем, помочь  стать равными среди равных?  С этой целью Правительство  Москвы приняло решение объявить наступивший год Годом  равных возможностей.

В целях создания комфортных условий для лиц, имеющих физические  ограничения жизнедеятельности, мэром Москвы утверждена городская целевая  программа на 2009 г. «Год равных возможностей». Она позволит привлечь дополнительные средства к уже намеченной  в 2006 г. программе социальной интеграции  инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности. Стараясь привлечь внимание  к этой категории населения, власти ставили своей целью не только поддержать людей морально, разрушив барьеры равнодушия окружающих, но и сделать жизнь более насыщенной и комфортной для инвалидов и пожилых москвичей, молодых мам  с колясками.

В Год равных возможностей планируется реализовать целый комплекс мер, чтобы  малоподвижные группы населения чувствовали себя в городской среде полноценными  жителями. Сейчас в Москве, по официальным данным, около 1 млн. 200 тыс. инвалидов, из них 229 тыс. — трудоспособного  возраста, 25,6 тыс. — дети-инвалиды, около  955 тыс. инвалидов пожилого возраста —  люди старше 55 лет. Почти 50 тыс. москвичей имеют настолько тяжелые формы заболеваний, что по состоянию здоровья нуждаются в постоянном уходе и внимании органов социальной поддержки.  Начиная с 1998 г., при активном участии  самих инвалидов, в городе реализуются  комплексные целевые программы социальной интеграции. Например, в настоящее  время действует очередная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007–2009  годы». Она нацелена на улучшение качества  жизни инвалидов, на повышение реабилитационных возможностей, на приспособление  городской среды для нужд маломобильных  горожан, на улучшение транспортной инфраструктуры, образовательных процессов  для инвалидов, их труда и занятости. Только в 2007–2008 гг. на эти цели из городского бюджета было выделено более 10 млрд.  рублей. В сентябре 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, принятую  24 января 2007 г. Генеральной Ассамблеей  ООН, определяющую принципы политики  стран-участниц по отношению к инвалидам:  «недискриминация», «полное и эффективное  вовлечение и включение инвалидов в общество», «равенство возможностей», «доступность услуг и объектовколлективного пользования», «универсальный дизайн» и т. д.  Сегодня этот документ стал настольной книгой столичных властей, основой для принятия тех или иных решений, направленных на  социальную поддержку лиц с ограничениями  жизнедеятельности. Однако преждевременно говорить о том, что сегодня инвалиды,  проживающие в нашем городе, живут комфортно, в безбарьердной среде, пользуются  равными со всеми другими москвичами правами и возможностями.

Необходимо признать: несмотря на принимаемые меры, городская среда по-прежнему является «агрессивной» для многих  инвалидов. Ведь инфраструктура города  сложилась в основном до 1995 г., когда законодательно еще не было введено требование о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. В результате до сих пор  москвичи с тяжелыми нарушениями опорнодвигательного аппарата, с проблемами зрения испытывают серьезные трудности при передвижении по городу. По ряду направлений  работы (создание комфортной городской  инфраструктуры; формирование государственной системы поддержки инвалидов  при трудоустройстве; обеспечение инвалидов  с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и услугами) сегодня требуется принятие  дополнительных мер.

Вместе с Молодежной палатой при Московской городской Думе было проведено  комплексное обследование отдельных помещений комплекса социальной сферы, а  также городского общественного транспорта. Судя по его итогам, наиболее проблемным для инвалидов, особенно для колясочников и лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата, оказался метрополитен. Даже если на это есть и объективные причины — первые станции метро построены более 70 лет назад, людям от этого не легче. Так, входные двери на станциях  метро слишком тяжелые, проходы на эскалатор и турникеты — узкие, в переходах повсюду ступени, для слабовидящих и слабослышащих людей практически нет ни звуковой информации, ни указателей, ни рельефной поверхности и т. д.

Относительно приспособленным к перевозкам инвалидов, пожилых граждан и родителей с малолетними детьми можно считать наземный городской пассажирский  транспорт — около четырехсот автобусов и  трехсот троллейбусов имеют низкий пол.  Но при этом большинство граждан не знают,  какие виды транспорта оборудованы необходимыми приспособлениями, каким маршрутом им удобнее всего добраться до пункта назначения.

Хуже всего обстоят дела с маршрутными такси, в которых не только нет льготных  мест для инвалидов, но и сами водители не  в курсе — обязаны ли они перевозить инвалидов и других лиц, имеющих право на бесплатный проезд. Немало нареканий вызывает  и служба «Социальное такси». Ведь для того  чтобы воспользоваться этой услугой, многие  инвалиды вынуждены проделать нелегкий  путь до Московского городского общества инвалидов — единственного места в городе, где  можно получить талоны на поездку, которые,  кстати, выдаются только два дня в неделю.  Вывод один: социальных такси в столице явно  недостаточно, а сама система предоставления услуг должна быть пересмотрена.  Немало проблем, связанных с приспособлением для инвалидов жилых домов и городских учреждений. Лишь 8 процентов наземных переходов оборудованы для пользования колясочниками, крайне мало светофоров, снабженных звуковыми устройствами для слабовидящих. Более того, в новостройках не только не увеличивается, а порой даже снижается количество квартир, приспособленных для инвалидов. Над решением всех этих проблем еще предстоит серьезно работать.

На заседании Правительства Москвы  16 декабря 2008 г. после обсуждения в Думе  утверждены перечень дополнительных мероприятий, запланированный в Год равных  возможностей, и Стратегия повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 г.  Как подчеркнул в своем выступлении мэр Москвы, несмотря на экономические и финансовые проблемы, финансирование программы по социальной интеграции инвалидов в столице сохранится в запланированных  объемах. Причем, в зависимости от ситуации,  которая будет складываться в 2009 г., власти  города будут готовы рассмотреть вопрос и об  их увеличении.

Стратегия повышения качества жизни  инвалидов в городе Москве на период до  2020 г. четко ориентирована на достижение  конкретных результатов на каждом из запланированных этапов, с возможностью ее  корректировки с учетом достигаемых результатов и экономических возможностей города. В течение ближайших 12 лет должны  быть переоборудованы все строения, которые по техническим данным можно оснастить  пандусами и более широкими лифтами, специальными подъемниками для инвалидных  колясок. Будут приспособлены к нуждам  маломобильных граждан наземные и подземные переходы, общественный транспорт,  а также улучшена работа службы «Социальное такси». Кроме того, в столице планируется создать крупный центр с выставочными залами и консультационным бюро  для инвалидов. В рамках Года равных возможностей в 2009 г. на выполнение мероприятий по программе социальной интеграции инвалидов планируется затратить 21,5  млрд. рублей, из которых городской бюджет  выделит 17,4 млрд. рублей, федеральный —  около 1 млрд. рублей, а из внебюджетных источников поступит 3,6 млрд. рублей.  Реализация мероприятий программы позволит получить в 2009 г.услуги по медицинской реабилитации не менее 1 млн. человек, из которых 20 тыс.— дети, 160 тыс. инвалидов планируется выделить технические  средства реабилитации. К концу 2009 г. будет адаптировано для инвалидов 6,3 тыс.столичных домов и городских учреждений. Пригодными для проживания людей с ограниченными возможностями сделают 1600 квартир, из которых 1500 — в уже сложившемся  жилищном фонде, в 975 подъездах установят  специальное оборудование для подъема инвалидов, более 12 тыс. участков тротуаров,  переходов и других транспортно-пешеходных  коммуникаций оборудуют пандусами и подъемниками.

Также будут решаться многие вопросы,  связанные со строительством новых реабилитационных центров, с трудоустройством и  образованием. В ближайшее время начнется строительство новых пунктов медицинского обслуживания в административных  округах, а также городского ресурсного центра для инвалидов.  В рамках Стратегии повышения качества  жизни инвалидов необходимо в первую очередь активизировать работу по стимулированию работодателей к привлечению инвалидов для работы на предприятиях. Например, можно было бы компенсировать затраты на реабилитацию или на снижение прибыли от привлечения инвалидов, имеющих  сокращенный рабочий день и более низкую,  по сравнению с обычными работниками,  производительность труда. Здесь своеобразным примером мог бы служить Департамент социальной защиты населения, в системе которого работают 700 инвалидов.

Подготовила А. Петрушова

Фото Д. Дунько