Численность иностранных работников в Москве больше, чем в любом из регионов России. По экспертным оценкам, она составляет четвертую часть всех трудовых мигрантов, прибывающих в страну. Это не может не затрагивать интересы москвичей. В этих условиях власти Москвы проводят работу по защите столичного рынка труда, направленную на регулирование процессов трудовой миграции и имеющую целью обеспечение интересов не только работодателей и трудовых мигрантов, но и города и всех его жителей.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения» одной из приоритетных задач городского Департамента труда и занятости населения является обеспечение первоочередного права для трудоустройства россиян и прежде всего жителей столицы.

В Москве последовательно реализуется комплекс мер, направленных на уменьшение потребности работодателей города в привлечении иностранных работников.

Так, в 2009 г. в столице легально трудились 392 000 иностранцев, в 2010 г. возможность легально трудиться, получив разрешение на работу, была предоставлена только 250 000 иностранным работникам.

В 2011 г. планируется привлечь не более 180 000 иностранных работников. Такой курс нашел поддержку у московских объединений профсоюзов и работодателей — социальных партнеров столичного правительства в Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Привлечение в Москву иностранных работников осуществляется с целью поддержания на городском рынке труда оптимального баланса трудовых ресурсов. Решения по вопросам установления квот на привлечение иностранных работников принимается Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Сообразуясь с экономической ситуацией и положением на городском рынке труда, Комиссия обстоятельно рассматривает заявки работодателей, намеренных привлечь трудовых мигрантов, часть из которых отклоняет, а по удовлетворенным заявкам готовит предложения по установлению городу Москве соответствующих квот на привлечение иностранных работников. Такие предложения ежегодно в установленном порядке направляются в Минздравсоцразвития России — федеральное ведомство, отвечающее за установление субъектам Российской Федерации ежегодных квот на привлечение иностранных работников.

Согласно действующему законодательству для получения права на привлечение работника из дальнего зарубежья работодатель должен предварительно проинформировать службу занятости населения об имеющихся у него вакансиях. Московская служба занятости населения предлагает такие вакансии безработным и лицам, ищущим работу. Если по истечении одного месяца на данную вакансию не найдется работник, только в этом случае работодатель, заявивший вакансию, получает право привлечь на нее иностранного работника.

Одной из форм работы по регулированию трудовой миграции, осуществляемой московским Департаментом труда и занятости населения, является осуществление мер, имеющих целью замещение иностранных работников работниками из регионов России.

В целях повышения информированности и развития трудовой мобильности населения регионов России московской службой занятости населения в 2010 г. проведены ярмарки вакансий в регионах России, где московские работодатели представили россиянам имеющиеся вакантные рабочие места.

Работодатели, планирующие привлечение иностранной рабочей силы в 2012 г., должны в срок с 1 января до 1 мая 2011 г. в установленном порядке направить в ГУ «Московский центр трудового обмена» заявку установленного образца.__