«Должнику в течение пяти дней предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, а затем немедленно сообщить судебному приставу...» — эти сухие строки постановления касаются выселения из квартир злостных неплательщиков.

За все надо платить. Таков закон жизни. Когда мы приходим в магазин, то мысль о том, что за приобретенные товары надо заплатить, не вызывает у нас сомнений. Но, как показывает практика, товарно-денежные отношения начинают буксовать, когда дело касается платы за столь нужные нам горячую воду и тепло. Суммы долга тех, кто в Донском районе не платит за жилищно-коммунальные услуги, достигает более 25 млн. рублей, и это заставляет ответственные органы предпринимать решительные меры в отношении должников.

Технология работы с должниками

«С каждой категорией неплательщиков — просто забывчивых и несвоевременно оплачивающих или злостно уклоняющихся от законных обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг — Инженерная служба района работает по-разному. Сначала вслед за платежными документами направляем напоминание. Если оплата не произведена и после этого, высылаем долговой единый платежный документ. В случае трехмесячной просроченной оплаты подключаем систему автодозвона. Напоминаем, что, если оплата не поступает в течение полугода, будем взыскивать ее в судебном порядке», — рассказывает директор ГУ «Инженерная служба Донского района» Ю.М. Всеволодов. По решению суда должника, проживающего в муниципальной квартире, могут выселить в комнату размером не менее 6 метров на человека, которая расположена в коммуналке или общежитии. Если квартира находится в собственности, то долг погашается через выставление собственности на торги.

После того как судья выносит решение, за дело берутся судебные приставы. Их задача — найти должника и взыскать с него долг всеми законными способами вплоть до выселения из занимаемой квартиры. Как правило, судебная машина действует неотвратимо: если дошло до взыскания долгов через службу судебных приставов, то, скорее всего, уже никто не будет входить в положение должника. Поэтому, по словам представителей Инженерной службы, лучше не дожидаться, когда придут описывать имущество или выселять из квартиры.

Как реструктурировать долг

Среди должников есть те, кто попал в сложную жизненную ситуацию, и поэтому длительное время не платит за жилищнокоммунальные услуги. Им отчаиваться не надо, а надо действовать и прежде всего прийти в ГУ ИС района. Дело в том, что городские власти разработали схему, по которой можно реструктурировать долг: платить сумму не сразу, а по частям. Но для этого должнику нужно заявить о себе: позвонить или написать письмо в ГУ ИС района с просьбой о реструктуризации долга. Практика показала, что такая схема работает: по состоянию на 1 января 2009 г. за такой реструктуризацией долга обратилось 24 гражданина, а уже через год, 1 января 2010 г., число обратившихся достигло 486.

Как оформить субсидию на оплату ЖКУ

Реструктуризация долга поможет и тем, кто, являясь должником, нуждается в субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг. Напомним: для того чтобы оформить субсидию, нужно получить в районных отделениях ГУ ИС выписку из домовой книги о количестве проживающих граждан, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и со справкой о сумме доходов по форме 2НДФЛ обратиться в районный Центр жилищных субсидий (ГЦЖС). На субсидию могут претендовать те, чей размер ежемесячного дохода составляет менее 18 767 рублей 70 копеек на человека. На двух членов семьи — 30 460 рублей 80 копеек.

Так кто же они, неплательщики?

Основная масса должников — это семьи, входящие в разряд неблагополучных. Среди неплательщиков также есть неполные, многодетные семьи, в которых средств не хватает даже на содержание детей. Правда, в районе есть и достаточно обеспеченные люди, которые по различным «принципиальным» соображениям не вносят плату или считают, что, обладая достаточными материальными средствами, сразу погасят большую сумму. Это неправильно, ведь деньги должны поступать вовремя.

Почему важно оплачивать услуги в срок?

У каждой услуги есть свой поставщик. Горячая вода и отопление — это МОЭК, холодная вода — Мосводоканал, эксплуатационные услуги — ДЕЗ. Если люди не платят, то, соответственно, эти организации недополучают деньги. Такое положение не может не сказаться на качестве обслуживания населения, так как средств на модернизацию и найм новых работников либо (как, например, в ДЕЗ) на повышение эффективности работы у поставщиков коммунальных услуг нет. Ресурсоснабжающие организации несут убытки.

Должникам — ограничение предоставления услуг

Достаточно серьезной мерой, которая ускорит сбор долгов за жилищно-коммунальные услуги, станет ограничение в предоставлении коммунальных услуг. Согласно действующему законодательству долж нику, не оплачивающему коммунальные услуги свыше шести месяцев, может быть отключена одна из услуг и прежде всего электроснабжение.__