МЫ ВАРВАРСКИ ЖГЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

140 лет назад

17(29).4.1871

Нет, кажется, в Москве такой грязной и топкой площади, как Конная и Сенная, находящаяся по соседству с Мытным двором близ Серпуховской заставы. Навоз с этой площади не убирался, вероятно, со дня ее основания; воза с сеном не могут теперь стоять среди площади, т.к. колеса вязнут в грязи по самую ось. Пора бы позаботиться о том, чтобы замостить эту площадь.

(«Русские ведомости»)

95 лет назад

5(18).4.1916

Донской монастырь, в соборном храме которого открыто почивают перевезенные из Вильны мощи трех святых мучеников: Иоанна, Антония и Евстафия, привлекает громадное количество богомольцев. 13 и 14 апреля, когда празднуется память этих мучеников, торжественные богослужения будут совершать виленский архиепископ Тихон, епископы Иннокентий и Елевферий и братией Донского монастыря. 20 апреля в этой же обители будет празднование чудотворной иконы Виленской божией матери, находящейся у мощей виленских трех мучеников.

(«Московские ведомости»)

85 лет назад

9.4.1926

На днях специальная комиссия из представителей Главнауки и Центроархива приступила к разбору архивных документов, уцелевших после пожара в Донском монастыре. Документы переносятся из сгоревшей башни в специальное помещение, где они просушиваются и затем разбираются. Руководящий этими работами зав. музеем б. Донского монастыря т. Шибанов говорит об этой работе следующее:

– Чем больше мы разбираемся в том хаосе архивных документов, который остался после пожара, тем более мы убеждаемся, что от огня документы пострадали незначительно. Текст большинства бумаг отлично сохранился, обгорели лишь поля. К счастью, бумага 18 столетия, когда писали не чернилами, а тушью, не поддается действию воды. Поэтому есть все основания рассчитывать, что основную массу архива удастся спасти. Большинство документов относится к середине XVIII в., документы более ранние изъяты в свое время из архива и переданы в Исторический музей. При разборке нам попадались хозяйственные книги, различные договоры с поставщиками. Есть ли в архиве более интересные документы, можно будет сказать лишь по окончании работ, т.е. через 2–3 недели.

(«Вечерняя Москва»)

80 лет назад

4.4.1931

Что представляет собой наше фабричное жилище? Я думаю, не будет оскорблением, если я назову очагом всяких склок, ссор и бесхозяйственности. Как плохо, что на 14-м году революции наши жильцы все еще не научились хозяйствовать. Все надеются на кого-то, кто  вытащит нас из грязи и склок. Но «героя» нет и не будет, а грязь и ссоры прекратятся лишь тогда, когда сам жилец создаст из себя хорошего хозяина. Еще хуже то, что жилец не помнит дома об экономии, а лишь при расчете за квартиру кричит, что его обдирают. Мы варварски жгем электричество, без меры льем воду и бесконтрольно сжигаем топливо – вот причины большой квартплаты. Так давайте вместе, общими усилиями изживем наши недостатки. Одно домоуправление, какое бы оно ни было, не в силах само без поддержки массы жильцов справиться с неурядицами быта спальни. Давайте покорпусно выберем хозяйственные комиссии, которые смотрели бы за порядком, как это делается в других домах города. Комендант Покровский

* * *

При клубе «Коммуна» фабрики имени Фрунзе была устроена детская комната. 10 марта с.г. мне было предложено детским садом провести дежурство в этой комнате. Придя в клуб, т. Смирнов открыл нам эту комнату. Трудно было поверить, что эта комната предназначена для детей. Полуразваленные скамейки и столы, вся загроможденная посторонними вещами. Пыли на столе и окнах на вершок, мусору на полу сколько хочешь. Прежде чем начать работу в этой комнате, т.е. принять детей, руководительницам нужно было устроить форменную чистку комнаты. Размер комнаты 16х18 м, а детей пришлось принять 70 человек. Пособий и игрушек для детей почти не было. О проведении подвижных игр, конечно, нельзя было и мечтать, т.к. детям негде было даже пройти, не то что двигаться. Нашей общественности, видимо, надо задуматься о более благоприятной обстановке для детей в клубе. Руковод. Полунина

16.4.1931

В общежитии дома № 4 корпус 1 проживает гр. Павлеченков – дебошир высшей марки. От его хулиганских выходок плачут его жена и ребенок и вся спальня. Например, однажды он пришел домой в час ночи, выгнал уже спавших жену и ребенка из комнаты и, выражаясь самой худшей площадной бранью, выломал двери. На шум выбежали жильцы спальни. Тов. Покровский стал уговаривать его, чтобы он прекратил дебоширство, но хулиган не только не унялся, а разразился еще худшей бранью. Хулиган дебоширил до 4 часов утра, пока его не забрали в милицию. Потревоженные жильцы ушли на работу не выспавшимися, с больными головами. Болезненное состояние понижает производительность труда и вредно отражается на здоровье рабочих. Поэтому жильцы просят изолировать его из общежития.

22.4.1931

На 5-й спальне каждый день происходит пьянка и хулиганство, в особенности в выходной день. Дни пьянки охватывают 50% жильцов. Культурной работы на 5-й спальне почти не ведется. В особенности у нас отличается хулиганством член партии т. Мошатанов Федор. Мошатанов был выдвинут на руководящую работу по профессиональной линии, т.е председателем месткома совхоза свиноводства, и не проведет ни одного дня, чтобы этот вот почтенный член партии не напился пьяным. О Машатанове писали не раз в «Красном челноке», но ячейка и фабком мало что-то на него воздействуют. 28 февраля и 20 марта Машатанов избил своего сына и порвал у него все учебные пособия. Мошатанова пришлось отправить с милицией в отделение, где он пробыл до утра. А утром вернулся из милиции и стал грозить сыну. Не пора ли прекратить хулиганство Мошатанова и наказать по заслугам этого разгулявшегося молодчика, оторвавшегося от свинарника? Интересно, каким образом ячейка и фабком фабрики им. Фрунзе выдвинули т. Мошатанова на руководящую работу. Он и до выдвижения не отличался спокойным характером, у него даже была судимость за избиение одного жильца, притом, что он самый активный член карточной игры. Избиения жены и сына тоже, видно, его любимое занятие. Жильцы 5-й спальни просят принять строгие меры к таким партийцам, как Мошатанов. Рабочий

(«Красный челнок»)

10.4.1931

Православная церковь изобилует большим количеством праздников, но среди них первое место занимает «пасха». Затейливое украшение храма, целый лес горящих свечей с блестящими ризами дурманят верующих. После длительного поста начинается праздничный разгул, сопровождаемый, как правило, пьянством. Сказка о вознесении Христа, усиленно проповедуемая в дни пасхи с церковных амвонов позволяла и позволяет паразитам эксплуатировать массы и затемнять их классовое самосознание. Давая оценку этим проповедям и обрядам, в которых попы и их прихвостни призывают трудовые массы к всепрощению, братской любви ко всем, включая особенно сюда и классовых врагов, мы должны сказать, что пасха является контрреволюционным орудием в руках наших классовых врагов. Освобождаясь от религиозного дурмана, рабочие и крестьяне все больше отходят от пасхи. Сотни церквей закрыты по решению самих верующих. Однако из этого не следует делать вывод, что пасха отмерла. Нужно сознаться, что отсталая часть рабочих и крестьян не порвали еще с религией. Нам необходимо подготовиться и хорошо провести антирелигиозную кампанию, помня, что борьба с религией есть борьба за социализм. Егоров

29.4.1931

В 1906 г. пристав серпуховской части 29 апреля доносил в охранку: «Сего числа перед окончанием работ на заводе братьев Бромлей («Красный пролетарий». – Прим. ред.) рабочие заявили администрации, что в понедельник 1 мая они работать не будут, а при выходе с завода горячо спорили». Далее пристав добавляет: «Так как с 1 мая район увеличивается присоединением еще большей фабрики Даниловской мануфактуры и Орловской рощи, где по примеру прошлого года надо ожидать митингов, то дать на указанные выше фабрики достаточную охрану не представляется возможным. Прошу о назначении на 30 апреля и 1 мая хотя бы небольшого отряда кавалерии, два или хотя бы взвод». В 1909 г. тот же пристав доносит в охранку: «Сегодняшний день в районе вверенного мне участка прошел совершенно спокойно. Все фабрики и заводы, кроме механического завода Бр. Бромлей, работали весь день. Обычное место сборищ и гуляний фабричного люда, так называемая Орлова роща была совершена пуста. Причину последнего можно видеть в принятых заранее мерах со стороны полиции, выразившихся в расстановке на более видных пунктах полицейских дозоров».

(«Двигатель»)