Политика Правительства Москвы, направленная на передачу государственных полномочий органам местного самоуправления, позволила обеспечить однотипность реализации полномочий на всей территории Москвы. Органы местного самоуправления не могут устанавливать свои правила и порядки, они только реализуют полномочия по правилам, установленным органами государственной власти через постановления Правительства Москвы, получая финансовые ресурсы. Город и дальше будет двигаться в этом направлении, правильность которого подтверждается результатами работы.

Об этом сказал на пресс-конференции, организованной 27 мая Информационным центром Правительства Москвы, руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы С.И. Зверев.

По его словам, система взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с органами местного самоуправления, обеспечивающая своевременное выявление и решение возникающих проблем, в целом сложилась. В Москве действуют 125 муниципалитетов, которые в соответствии с законами о наделении отдельными государственными полномочиями занимаются вопросами организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, досуговой, социально-воспитательной, физкультурнооздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, опеки и попечительства.

Проводятся семинары, круглые столы по обмену опытом, отраслевыми департаментами ведется подготовка методических рекомендаций для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляется государственный контроль. О деятельности муниципалитетов свидетельствуют растущие показатели количества детей, которые занимаются в секциях и кружках, а также количество самих секций и занятых в них педагогов.

Растут объемы средств, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления: в 2006 г. сумма составляла 1,5 млрд. рублей, в 2007 г.— 3 млрд. рублей, в 2008 г. — 4,7 млрд. рублей, в 2009 г. — 5,5 млрд. рублей. Эти средства формируются с учетом численности населения, охватываемого деятельностью муниципалитетов, а также исходя из площадей, которые город передал органам для работы. С.И. Зверев отметил, что до настоящего времени органами исполнительной власти города Москвы не в полной мере созданы равные условия для исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, размещения аппарата муниципалитета. Город передал органам местного самоуправления 1042 помещения общей площадью 213 тыс. кв. метров. Обеспеченность муниципалитетов нежилыми помещениями для досуговой, социально-воспитательной работы составляет 36,2% от норматива, более 50% муниципалитетов не обеспечены помещениями для работы муниципальных служащих.

Не завершены работы по капитальному ремонту нежилых помещений, спортивных площадок, оформлению в установленном порядке перепланировок нежилых помещений, переданных органам местного самоуправления.

Спортивными площадками на дворовых территориях по нормативам обеспечены только 57 из 125 муниципальных образований. Город передал около 3000 спортивных площадок общей площадью 1,6 млн. кв. метров, однако распределены они на территории Москвы неравномерно: есть районы, на территории которых находятся лишь 1–2 спортивные площадки, и есть районы, на 100% соответствующие нормативам обеспеченности.

С.И. Зверев сообщил, что, решая данную проблему, город идет по пути приведения в порядок имеющихся спортивных площадок, строительства новых, использования школьных стадионов для организации работы с населением по месту жительства. Эта серьезная работа финансируется органами государственной власти из городской казны, недавно Правительство Москвы разрешило использовать для этих целей средства, имеющиеся у органов местного самоуправления. Для обеспечения эффективного использования субвенций, осуществления оценки деятельности органов местного самоуправления по переданным полномочиям необходимо разработать перечень государственных услуг населению в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, которые должны быть оказаны органами местного самоуправления за счет выделенных субвенций.

При реализации переданных полномочий муниципалитетами широко используется опыт органов исполнительной власти города Москвы по взаимодействию с некоммерческими организациями. Прежде всего это взаимодействие на основе договоров по результатам конкурсов программ некоммерческих организаций по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. В большинстве случаев некоммерческие организации, ранее работавшие на соответствующей территории с населением, продолжили свою деятельность в тех же помещениях.

Сегодня на территории Москвы работают 343 некоммерческие организации. Касаясь опубликованного недавно открытого письма мэра Москвы Ю.М. Лужкова по вопросам нарушения законодательства Москвы в части взаимодействия с некоммерческими организациями, С.И. Зверев сообщил, что Департамент территориальных органов исполнительной власти детально изучил ситуацию с организациями, информация по которым прозвучала в открытом письме: «Оснований для пересмотра решений судов мы не нашли, поэтому решения судов по данным вопросам в настоящее время реализуются. Но мы договорились, что при рабочей группе при Правительстве Москвы (ее возглавляет заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочный представитель мэра Москвы в Московской городской Думе В.Ю. Виноградов) создается конфликтная комиссия, которая будет рассматривать все обращения некоммерческих и общественных организаций при возникновении конфликтов с органами местного самоуправления. За прошедшие полтора месяца пока никаких обращений в адрес этой рабочей группы, в адрес мэра Москвы по конфликтам, которые бы возникали с органами местного самоуправления, не было. Поэтому мы считаем, что в настоящее время такая острая проблема в городе не стоит». Наш корр.