На Варшавском шоссе есть уютное старинное здание, на котором невольно задерживается взгляд, — здесь располагается Московская академия экономики и права, где готовят специалистов в области экономики и юриспруденции.

Как живет МАЭП и что нужно знать абитуриенту, читайте в интервью с ректором вуза В.П. Буяновым.

— Владимир Петрович, чем отличается Московская академия экономики и права от других вузов? В чем специфика МАЭП?

— У всех вузов есть какие-то общие и специфические черты. У МАЭП особенности такие: мы уделяем большое внимание студентам, привлекаем их к общественной жизни академии, района и округа, активно помогаем муниципальным и окружным властям, проводим общественно значимые мероприятия. Также у наших студентов есть возможность пройти стажировку не только в вузах России, но и за рубежом: в Польше, Германии, Франции. Ребята, побывавшие на стажировке, становятся другими, они более самостоятельные, их кругозор расширяется. У нас ведется большая работа по патриотическому воспитанию, студенты встречаются с ветеранами войны и труда, героями космоса. Это вселяет в ребят гордость за свою родину.

Я считаю, что мы, вовлекая студентов в общественную жизнь, даем им большие возможности: каждый из них чувствует, что он нужен своему району, округу, городу, своей родине.

— Какими качествами характера должен обладать абитуриент, чтобы поступить в академию?

— Абитуриент должен знать и любить свою будущую профессию. Если это будущий юрист, то он должен быть психологом и педагогом, чтобы работать с людьми. А если он экономист, он должен быть честным! Ну и конечно, целеустремленным.

— Хотелось бы услышать совет ректора родителям и абитуриентам: как качественно подготовиться к поступлению в академию?

— Я мало что могу посоветовать, потому что мы принимаем согласно количеству баллов по ЕГЭ. В этом процессе мы исключены, берем «готового» ученика, а подготовлен абитуриент бывает не всегда качественно.

Когда студент начинает учиться на первом курсе, становятся видны его недостатки.

В последние годы все бросились «натаскиваться» на ЕГЭ, а изучению дисциплин уделяют меньше внимания. Это один из недостатков ЕГЭ — ребята становятся роботами, они не вникают в «физику процессов». А если бы учащийся сдавал экзамены, то с преподавателем была бы возможность диалога, педагог видел бы, как воспитанник владеет дисциплиной.

— Вы даете отрицательную оценку введению ЕГЭ?

— Как и 90 процентов моих коллег, я полагаю, что ЕГЭ может быть промежуточным контролем освоения дисциплины, но не экзаменом, по которому можно судить, как будущий специалист овладел тем или иным предметом. Можно оставить ЕГЭ по двум-трем предметам, но те дисциплины, где учащемуся нужно излагать свои мысли, эмоции, рассуждения, требуют экзаменационного контроля. ЕГЭ не дает возможности будущим специалистам логически рассуждать.

— Оцените, пожалуйта, качество подготовки нынешних абитуриентов, которые поступали на основе ЕГЭ, и тех абитуриентов, которые сдавали экзамены.

— Тенденция уровня подготовки еще слабо прослеживается, но можно сказать, что у нынешних абитуриентов качество подготовки на порядок ниже, чем оно было раньше. Но есть субъективные причины: сейчас приходят выпускники, которые пошли в школу в 1990-е годы, годы развала, когда уровень преподавания в школах упал. Например, если раньше в изучении иностранных языков многие студенты имели хорошие оценки, то сейчас трудно найти группу, чтобы отправить ее на стажировку за границу.

— Приходя из школы с определенным уровнем подготовки, тем не менее выпускники академии добиваются хороших результатов. Скажите, чем занимаются выпускники после окончания вуза, где работают?

— В нашем вузе существует такая традиция: мы заключаем договоры с предприятиями, куда отправляем студентов на практику. В нашем округе около 50 предприятий — государственных и коммерческих. И уже после третьего курса ребята начинают подрабатывать, потом там и остаются.

— А какие сейчас есть возможности у студента, который после окончания вуза решит связать свою жизнь с наукой?

— Поскольку обучение в академии платное, то у нас есть система скидок для послевузовского образования. Так, на социальные скидки в этом году мы направили 8 миллионов рублей. Если аспирант учился в нашем вузе, он получает льготную оплату, примерно на 20–30% ниже, чем обычно. Аспиранты имеют возможность стажироваться. А будучи еще студентами они участвовали в работе научных кружков, в законотворческой деятельности, так как академия является базовым научным центром комитета Государственной думы по экономической безопасности.

— Вы не думали о расширении специальностей в вузе?

— Мы заняли такую нишу: экономика и юриспруденция. Сейчас мы начинаем развивать ресторанный и гостиничный бизнес и ведем совместную подготовку с Высшей школой гостиничного и ресторанного бизнеса Лозанны в Швейцарии, чтобы выдавать сертификат и проводить стажировку дважды в год.

— У вас существует обмен студентами из-за границы?

— Да, это вузы Франции, Польши, Германии. Цель такого обмена — предоставить студенту возможность стажировки в течение нескольких недель. Если иностранный студент изучает бизнес или финансы и кредит, то он, как правило, хочет пройти стажировку в нашем банке. Такая практика есть, и она работает. Кроме того, студенты направляются в международные студенческие лагеря.

— А студенты могут обратиться к Вам лично по каким-либо вопросам?

— Ко мне может прийти любой студент с просьбой, жалобой, вопросом. На нашем сайте есть электронное «письмо ректору», учащийся может мне написать, даже анонимно. Я принимаю меры, вызываю заведующего кафедрой или декана, даю поручение разобраться. Мы постоянно взаимодействуем с учащимися, так что у студентов есть возможность обратиться ко мне. Это помогает сплоченности академии. Мы стараемся, чтобы студентам было здесь комфортно, как дома.

— А что Вы как ректор, который руководит академией со дня ее образования, считаете своим главным достижением?

— Главное, что мы сформировали такой профессиональный стабильный коллектив, который с момента образования академии, то есть с 1993 года, практически не менялся. Это говорит об уверенности в собственных силах.

МАЭП достаточно известный вуз и в России, и за рубежом, ведет большую общественнополитическую работу. Академия успешно конкурирует на рынке образовательных услуг.

— С какими планами и задачами войдет академия в новый учебный год?

— Как я уже говорил, мы стараемся ввести новое направление — гостиничный и ресторанный бизнес. А также будем развивать международное сотрудничество. В этом году должна начать работу наша школа российского права при Варшавском университете, которую мы открыли в прошлом году. Мы будем читать лекции студентам по российскому праву.

— А как вы относитесь к молодежи?

— Я стараюсь ее понять, стараюсь не допускать негативных влияний. У нас в вузе старшие ребята воспитывают младших. К тому же у наших студентов очень насыщенная жизнь — работают патриотический клуб «Родина», Интерклуб, студенческий театр «Ватель», проводятся спортивные мероприятия, выпускается студенческая газета, существует команды КВН. Молодежи в нашем вузе некогда пить, курить и употреблять наркотики. Для студентов мы недавно открыли стоматологическую клинику, сейчас открываем медицинский центр. Мы стараемся создать для молодежи все условия, чтобы она овладевала своей будущей профессией и физически и нравственно развивалась.

Беседу вела М. Селиверстова Фото автора Более подробную информацию о Московской академии экономики и права можно получить на сайте: www.site.mael.ru.__