Доброта, милосердие, отзывчивость и гуманность — все эти качества воплотились в одном прекрасном человеке — социальном работнике, начальнике УСЗН Донского района Н.А. Калугиной, которая недавно отметила юбилей.

В беседе с нашим корреспондентом Н.А. Калугина рассказала, как осуществляется в районе оказание социальной помощи населению.

— Нина Александровна, как давно существует Управление социальной защиты населения?

— УСЗН функционирует с 1 апреля 2002 года. Управление было создано по просьбе жителей района, поскольку раньше их обслуживали два управления, которые располагались далеко (Ленинский проспект и Северное Чертаново), и людям было неудобно туда добираться.

УСЗН Донского района открывалось одним из последних в округе. Я работаю здесь в должности руководителя со дня основания управления, до этого я была заместителем руководителя в Бирюлеве Западном.

— По каким вопросам жители могут обращаться в УСЗН?

— Мы занимаемся назначением ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям — так называемых городских доплат (размеры этих выплат иногда бывают больше самой пенсии), назначаем пособия семьям с детьми (41 вид пособий), выдаем санаторно-курортные путевки на лечение, оформляем и выдаем «Социальную карту москвича» для всех жителей района.

— Повлиял ли мировой экономический кризис на сумму выплат?

— Нет, ни одной льготы не уменьшилось, наоборот, были введены дополнительные льготы. Мы оказывали материальную помощь таким семьям, где отец потерял работу из-за кризиса.

Большую поддержку получают многодетные семьи. Ни в одном российском городе не назначают столько видов пособий, как в Москве.

— Какой у вас коллектив?

— В штате Управления — 19 сотрудников, хотя и маленький, но замечательный и очень сплоченный коллектив. Все работники широкой специализации, каждый может заменить другого.

Это будто большая семья. У нас не жесткие отношения начальника и подчиненных, ко мне в любой момент может зайти любой сотрудник со своими вопросами, жизненными проблемами, и мы решаем их вместе.

— Основные категории населения, которые вы обслуживаете — это пожилые люди, инвалиды. Какими качествами характера должен обладать социальный работник, чтобы уметь работать с людьми?

— Необходимо иметь колоссальную выдержку и коммуникабельность. Нередко люди приходят к нам с негативными эмоциями, с чувством злости на всех, а уходят умиротворенными, спокойными. Наши сотрудники — очень хорошие психологи. Они могут по часу говорить с пожилыми людьми, ведь старшее поколение любит общаться. Многие из них одиноки, им скучно. Особенно тяжело пожилым мужчинам, которые остаются без жен, — они просто теряются. Но придут к нам, поговорят, смотришь — опять через несколько дней приходят, так им легче переносить одиночество. А как в некоторых семьях обижают стариков — иногда послушаешь, что они рассказывают, и страшно становится.

— Что Вы имеете в виду?

— Сейчас в Москве уже не хватает мест в домах-интернатах для пожилых людей. Те, кого отрывают от семьи (это в основном происходит из-за жилья), очень тяжело переживают, что их помещают в дома-интернаты, эти люди очень быстро угасают. Как-то приходит женщина, видно, что состоятельная, в норковой шубе. Я у нее спрашиваю, почему она решила отправить маму в интернат. «У меня сын подрос, ему где-то жить надо!» — не смущаясь, отвечает она. Я поняла, что с этим человеком бесполезно о чем-либо говорить, надо забирать пожилую женщину от таких людей. У нас же работают люди сопереживающие, других и нет в этой системе: если человек задержался здесь больше двух лет, он уже из соцсистемы редко уходит. Уже скоро 20 лет, как я работаю в социальной сфере.

— Почему Вы решили связать свою жизнь с социальной работой?

— Помню, в газете я увидела фотографию райсобеса, потом проезжала мимо и зашла поинтересоваться, есть ли у них свободные вакансии. И как раз в этот момент они набирали людей. Сначала я работала специалистом в материально-бытовом отделе, позже — в отделе назначения пенсии. Затем стала главным специалистом, потом — заместителем начальника УСЗН. Работа приносит мне удовольствие, несмотря на то, что у нас она очень напряженная, нагрузки увеличиваются с каждым днем. Сейчас мы занимаемся приемом помещений, оборудованных для пользования людьми с ограниченными возможностями: обследуем аптеки, больницы, жилые подъезды, пешеходные переходы.

— Какие плюсы Вы видите в своей работе?

— Я получаю мощный положительный заряд.

Большая часть наших пенсионеров — очень оптимистично настроенные люди. Они прожили нелегкую жизнь, у многих из них трудная судьба, и тем не менее они смотрят на жизнь с большим оптимизмом, более жизнерадостно, чем многие молодые люди. Старшее поколение — это пример твердости духа, образец для подражания!

Беседу вела М. Селиверстова Фото автора