Правовое положение любого юридического лица, в том числе товарищества собственников жилья и управляющей компании, характеризуется его правами, обязанностями и ответственностью.

Права ТСЖ и управляющей компании, установленные Правилами, относятся в основном к сфере их взаимоотношений с потребителями коммунальных услуг.

Так, ТСЖ/управляющая компания име ют право:

• требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также уплаты неустоек (штрафов, пеней), но только в случаях, установленных федеральными законами и договором;

• требовать допуска в занимаемое потребителем жилое помещение своих работников или представителей, работников аварийных служб для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ. Причем время посещения должно быть заранее согласовано с потребителем (кроме случая, когда необходимо ликвидировать аварию). Если потребитель не выполнил возложенную на него обязанность допуска в жилое помещение представителей ТСЖ/управляющей компании, и вследствие этого по его вине и (или) членов его семьи возникли убытки, то ТСЖ/управляющая компания вправе требовать от потребителя полного их возмещения;

• приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа. Следует учитывать, что при реализации этого права ТСЖ/управляющая компания должны соблюсти порядок, установленный законодательством.

Закрепление в новых Правилах следующего права ТСЖ/управляющей компании обусловлено массовым внедрением приборов учета. Оно заключается в том, что ТСЖ/управляющая компания может осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Делать это можно в заранее согласованное с потребителем время и не чаще одного раза в 6 месяцев.

Круг обязанностей ТСЖ и управляющей компании значительно расширился по сравнению с действующими ранее Правилами предоставления коммунальных услуг от 26 сентября 1994 г.

Скорее всего это связано с тем, что органы местного самоуправления отстраняются от управления жилыми домами. ТСЖ и управляющие компании становятся одними из основных участников этого процесса, расширяется объем их полномочий, а следовательно, увеличивается и количество обязанностей.

Обязанности ТСЖ/управляющей компании можно условно разбить на несколько блоков в зависимости от сферы, которой они касаются.

В сфере предоставления коммунальных услуг ТСЖ/управляющая компания обязаны:

• заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;

• предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ и договором;

• самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

В сфере расчета и начисления платы за коммунальные услуги на ТСЖ/управляющую компанию возлагаются обязанности:

• производить в установленном порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

• производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом качества предоставленных коммунальных услуг, а также правильность начисления установленных законами и договором неустоек (штрафов, пеней).

В целях реализации принципа гласности и повышения прозрачности своей деятельности ТСЖ/управляющая компания обязаны:

• вести журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии) и по требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал;

• информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне дома (в случае его личного обращения — немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;

• информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

• предоставить потребителю информацию об исполнителе (наименование, место нахождения, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам, порядок и форма оплаты коммунальных услуг, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг и др.).

Ответственность ТСЖ/управляющей компании напрямую связана с их обязанностями, то есть ответственность наступает вследствие невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанностей.

ТСЖ/управляющая компания несут ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг; за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества. Отсутствие вины ТСЖ или управляющей компании в этом случае не принимается во внимание, но они освобождаются от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажут, что оно произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы. Правила устанавливают, что нарушение обязательств со стороны контрагентов или действия (бездействие) ТСЖ/управляющей компании, включая отсутствие у них необходимых денежных средств, к таким обстоятельствам не относятся.

Ответственность ТСЖ/управляющей компании при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества выражается в необходимости уплаты неустоек (штрафов, пеней) по требованию потребителя.

Новые Правила устанавливают случаи возникновения такого вида ответственности:

1) суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы. Размер неустойки, установленный законом «О защите прав потребителей», равен 3% за каждый сверхнормативный час или день, в зависимости от того, как исчисляется та или иная услуга. Но общая сумма неустойки не может превышать 100% стоимости самой услуги. Например, если стоимость горячего водоснабжения равна 100 рублей в месяц, то неустойка не может быть более этой суммы, независимо от длительности перерыва в предоставлении услуги;

2) давление холодной или горячей воды, а также температура горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ;

3) давление сетевого газа в жилом помещении не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;

4) параметры напряжения и частоты в электрической сети в жилом помещении не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ;

5) температура воздуха в жилом помещении в доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством РФ, более чем на величину допустимого отклонения температуры, и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Правилах;

6) в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении.

Все эти случаи наступления ответственности должны быть предусмотрены договором между ТСЖ/управляющей компанией и потребителем, их перечень является открытым, то есть может быть дополнен при заключении договора.

Итак, новые Правила предоставления коммунальных услуг достаточно детально регламентируют права, обязанности и ответственность ТСЖ и управляющих компаний. Знание и соблюдение рассмотренных норм должно способствовать повышению эффективности деятельности этих субъектов и их взаимодействия с потребителями коммунальных услуг.__